poligraf.jpgТринадцатого января отмечается День российской печати. Накануне праздника мы встретились с исполнительным директором ИПП ОАО «Кострома» Дмитрием Новиковым и пообщались о перспективах развития возглавляемого им предприятия и полиграфического бизнеса в целом.

— Дмитрий Владимирович, Вы руководите ОАО «Кострома» чуть больше двух лет. Что изменилось за это время?
— Два года назад передо мной стояла задача вывести предприятие на новый уровень: увеличить прибыль, поднять обороты, освоить выпуск новых видов продукции и развить новые направления. Хочу сразу оговориться, что и тогда ОАО «Кострома» находилось в неплохом состоянии. Обороты были меньше, но производственная база отвечала требованиям времени, коллектив был сформирован. На тот момент у нас работало около пятисот человек. За последние два года  штат увеличился примерно на сто сотрудников. Объем производства за это же время вырос в полтора раза,  оборот — более чем в два. Мы начали с того, что полностью перестроили коммерческую службу, изменили структуру и внутреннюю организацию предприятия. И получили результат.
А в прошедшем году стали осваивать направление упаковки и инвестировали в него порядка двух миллионов евро: приобрели целый комплекс оборудования, открыли новый цех. Предложение попробовать свои силы в этом направлении поступило нам от управляющей компании. Мы сочли его перспективным. Участок по производству гибкой упаковки с использованием флексопечати работает уже три месяца, и  уверен, что в ближайшем будущем вложенные в проект инвестиции окупятся.
Основная часть наших заказчиков — это московские компании. Большая часть издательств, выпускающих детскую, учебную литературу, журналы с существенными тиражами, находятся в столице. Доля местного рынка составляет менее пяти процентов. Но открыв цех по производству гибкой упаковки, мы как раз рассчитываем привлечь местных заказчиков и удовлетворить их потребности.
— Какие еще из направлений деятельности Вы считаете сегодня приоритетными?
— Это изготовление книжной продукции, в том числе детской литературы, с разными вариантами отделки: вырубками, высечками, наклейками. Эти работы нестандартны: подразумевают большое количество операций, которые выполняются вручную.
Это и отрывные календари, до недавнего времени являвшиеся основным видом полиграфической продукции, на которой специализировалось наше предприятие. Сегодня  мы  единственные в России продолжаем выпускать их в больших объемах. Этот процесс полностью автоматизирован, благодаря наличию уникального комплекса оборудования.
— На полиграфическом рынке страны очень большая конкуренция. Но многие крупные издательства выбирают именно вас. Почему?
— Конкуренция очень большая. На мой взгляд, полиграфические мощности процентов на пятьдесят превышают потребность в них. Читающая печатные издания аудитория все чаще «уходит» в Интернет, и, как следствие, тиражи падают. Существует мнение, что узнавать вчерашние новости из сегодняшних газет —  моветон, поэтому и периодика постепенно сходит на нет. Остаются аналитика, учебная, детская развивающая литература… Рынок сжимается — конкуренция возрастает. Почему клиенты выбирают именно нас? Во-первых, с нами удобно работать: мы качественно и вовремя выполняем поставленные  задачи. Во-вторых, наше предприятие оснащено соответствующим современным требованиям оборудованием.  В-третьих, мы находимся недалеко от Москвы и готовы предложить нашим клиентам оптимальные сроки выполнения заказов. Преподаватель бизнес-школы Стэнфордского университета, автор множества трудов по экономике Джим Коллинз говорил: «Сначала кто, а потом что». Именно люди создают имидж предприятия и именно от них, в первую очередь, зависит формирование всех остальных преимуществ компании. У нас есть костяк специалистов-профессионалов, есть целые трудовые династии. 
— Вместе с тем растет и международная конкуренция. Есть тренд к размещению заказов, например, в Китае. Готовы ли вы что-то противопоставить этому процессу?
— Мы постоянно занимаемся развитием предприятия, осваиваем новые ниши. И прекрасно понимаем, что в существующем виде перспективы полиграфии весьма туманны. Она будет меняться, и надо быть готовым соответствовать этим изменениям. Редакции ищут новые формы, наша же задача —
уметь оперативно перестраиваться в зависимости от требований рынка. Сегодня развитие полиграфической отрасли в целом и нашего предприятия в частности возможно только при предоставлении нового спектра услуг, одной из которых является работа в онлайн-режиме. Уже сейчас мы делаем многие вещи, которые раньше изготавливались в Китае. Наше последнее приобретение —
машина для отделки изданий для детей, которая позволила перевести многие процессы в автоматический режим.  А вот в чем действительно сложно конкурировать с китайским производителем, так это в ценовой политике. Практика показала готовность китайцев устроить демпинг в любой момент. При существующей поддержке государства и доступности ресурсов они могут себе это позволить. Но наше преимущество состоит в том, что мы за неделю сделаем то, что они будут делать три месяца. За счет этого мы и выигрываем.