zavod.jpg«В России экономические условия для производственной деятельности и требования к качеству продукции должны быть одинаковы для всех представителей отрасли»

Интервью с генеральным директором АО «Костромской ювелирный завод» Мариной Сорокиной. Марина Валерьевна занимает эту должность два года, а до этого 11 лет была заместителем генерального директора предприятия. Кандидат технических наук. Победитель российского конкурса «Лучший менеджер 2012 года» в номинации «Промышленность».

— Марина Валерьевна, в июне состоится выставка «Золотое кольцо России», ставшая уже традиционной. Какие изделия представит Костромской ювелирный завод?
— Мы каждый год участвуем в этой выставке. Наша задача — показать жителям города и гостям нашу новую продукцию. Выставляем и эксклюзивные изделия, чтобы люди видели мастерство наших ювелиров. Представляем новую весеннюю коллекцию изделий, выполненную с учетом европейских тенденций, которые существуют в  ювелирном деле. А также тенденций мастеров-ювелиров Японии, Китая и других стран.
— В прошлом году вашим своеоб-разным брендом была коллекция ювелирных изделий,  выполненных в виде различных насекомых. Намереваетесь ли вы и нынче представить нечто подобное?
— Да.  В прошлом году у нас была коллекция, которая называлась «Медовый спас». Она была связана с пчелами. В оформлении изделий использовался очень красивый немецкий цитрин. Коллекция будет дополнена и  представлена на этой выставке. Некоторые экспонаты мы продали, поэтому пришлось дублировать, но много и новых, не менее интересных. Творческий человек черпает вдохновение в природе. Ежемесячно на основе собственных эскизов наши мастера делают от тридцати  до сорока оригинальных изделий. Конечно, это непросто — придумать что-то свое, новое, оригинальное, но у нас получается.
— Эту выставку с нетерпением ждут как создатели драгоценной роскоши, так и ценители ювелирных украшений. Чем еще будете удивлять?  
— Очень популярной оказалась наша зимняя коллекция изделий с жемчугом «барокко»: почти все изделия мы продали, а на выставке решили представить другие изделия с использованием этого  материала  (он уже два года не выходит из моды). Конечно, такие изделия более актуальны для зимы, но мы покажем их сейчас, чтобы у покупателей была возможность оценить их привлекательность. Мы работаем над этой коллекцией.
— В чем особенность жемчуга «барокко»?
— Жемчужины неправильной формы. Цена зависит от размера: чем крупнее, тем, естественно, дороже.
— Вы сказали, что есть мода и на ювелирные изделия. Что же модно сегодня?
— Мода действительно существует. Сейчас охотно покупают изделия с крупными и средними разноцветными вставками. Недавно я вернулась из Швейцарии, из Базеля, где проходила крупная международная выставка ювелирных изделий. На международных выставках можно увидеть изделия из желтого и белого золота. Много ювелирных украшений  с цветными камнями, причем часто в одном изделии присутствует смешение нескольких цветов — иногда получается такое неожиданное сочетание! В моде зеленый и красный цвет.  Зеленый цвет мы много раз использовали в своих изделиях, а вот красный — реже. Для новой коллекции решили взять мадагаскарский гранат.
— А бриллианты?
— Нынче в моде бриллианты коричневато-винного цвета — от бледного до насыщенного. Можно сделать шикарные изделия с подборкой этой цветовой гаммы! Но мы пока не работаем с ними, потому что спрос на модные изделия к нам приходит с опозданием. Наши покупатели привыкли к тому, что бриллианты белые или черные. Иной цвет, наверно, непривычен для восприятия — напоминает фианит или топаз.
— Что наиболее охотно покупают в нашем регионе?
— И костромичи, и гости предпочитают покупать крупные золотые изделия без драгоценных камней. Успешно реализуем и крупные серебряные изделия. Пользуется спросом посудная группа: чайные и кофейные ложечки, подарочные ложечки по случаю рождения малыша. Сейчас мы работаем над подарочным набором чашек для чая с красивым обрамлением. Покупают и бриллианты: ценовой барьер для популярных изделий  — 20 тысяч рублей.  Но в этом году, конечно, больше всего берут серебро. Особенно туристы: они имеют возможность сравнить наши цены с ценами на аналогичную продукцию в других регионах — у нас дешевле. В этом году завод увеличил объем выпуска серебра почти в пять раз. Но покупают и более дорогие изделия —
ассортимент товара рассчитан на людей с разным уровнем доходов. А некоторые виды изделий в нашей стране изготавливаются только на нашем заводе. Например, золотые и серебряные значки, различные по тематике: спорт, медицина, геральдика и другие. Серия значков связана с юбилейной датой — 400-летием Дома Романовых.
— Можно ли утверждать, что золотые и серебряные изделия являются хорошим способом капитализации денежных средств?
— Вряд ли.  Конечно, некоторые средства, затраченные на покупку изделия, потом можно вернуть, но не в полном объеме, потому что, как мы уже говорили, на ювелирные изделия есть мода — устаревшие вещи стоят дешевле. Новые изделия становятся все лучше и красивее, и зачастую люди сдают старые изделия, чтобы приобрести взамен новые. Другое дело, если драгоценности приобретают с целью передать потом по наследству своим детям и внукам, чтобы это стало семейной реликвией.
— Существует мнение, что рост импорта ювелирных изделий в Россию значительно превышает темпы роста продукции отечественных производителей. Вы согласны?
— С тем, что много ввозят, согласна. Причем поступает товар сомнительного качества, сомнительного происхождения. При оценке выясняется, что качество изделий не отвечает заявленному; например, вместо сапфира в изделии присутствует более дешевый корунд, проба золота не соответствует. А насчет соотношения объемов импорта и отечественной продукции могу только сказать, что российские ювелирные предприятия в нашем регионе тоже производят немало продукции. Мне кажется, что имеет место перенасыщение рынка ювелирной продукцией.
— По мнению специалистов, более высокая себестоимость продукции российских производителей, по сравнению с аналогичной зарубежной продукцией, вызвана действующими налогами и таможенными пошлинами. Насколько тяжело бремя налогов для вашего предприятия?
— Я считаю, что величина налогов адекватна и соизмерима. Раньше был акцизный налог, теперь его нет. Обидно, что у представителей одной и той же отрасли — ювелирной — способ исчисления налогообложения разный. У представителей малого и среднего бизнеса себестоимость продукции ниже: им не приходится вкладывать средства, заботясь о социальной сфере, о зарплатах работников и так далее.
— А  качество у заводских изделий выше…
— У нас тройной контроль качества ювелирных вставок. Золото — только банковской чистоты. Все изделия проходят пробирную инспекцию. У нас существует правило: ни одно некачественное изделие не покинет территорию завода.
— Не секрет, что  существует государственное регулирование рынка ювелирных и других изделий из драгоценных металлов. Некоторые ваши коллеги считают это регулирование избыточным. Как Вы относитесь к этой проблеме? Не является ли внимание государства к ювелирной отрасли слишком пристальным?
— К сожалению, «в верхах» существует мнение, что этот бизнес «полукриминальный». Случаи нарушения закона действительно нужно выявлять, но внимание государства должно быть и к проблемам ювелиров. Их пока никто не помогает решать. Не решаются они и при участии Гильдии ювелиров.
Хотелось бы получить ответы на вопросы, которые в течение длительного времени не теряют своей актуальности. Почему, например, крупные предприятия платят НДС за приобретенное золото, а малые предприятия покупают его без НДС? Почему существует разный процент налоговых вычетов для малого бизнеса и для крупных предприятий? Давайте сделаем так, чтобы в нашей стране экономические условия для производственной деятельности и требования к качеству продукции были одинаковы для  всех представителей отрасли. Рентабельность на нашем предприятии — 3-5%. Между тем розничная торговля делает наценки на наши изделия в 100-150%, из них 50% — торговые затраты, а остальное — прибыль. Все эти и другие проблемы не раз были озвучены и на уровне
руководства области, но пока ощутимых результатов нет.
— Одна из проблем производителей — это реализация готовой продукции...
— Нашему предприятию — 75 лет. За это время сформировался рынок оптовых продаж, охватывающий как российские города, так и страны Ближнего и Дальнего Зарубежья. Мы работаем с канадскими партнерами, с представителями Арабских Эмиратов, с Германией и другими. Нравится качество наших изделий. Качество — наш главный конек.
— Напомните, где в нашем городе можно купить продукцию вашего предприятия.
—  Ювелирные изделия Костромского ювелирного завода можно приобрести в Костроме в специализированных магазинах по адресам: ул. 2-я Волжская, д. 27,  ул. Профсоюзная, д. 3, ул. Сусанина, д. 23 и на территории  гостиничного комплекса «Волга». Удачных покупок!