Он возглавляет региональное подразделение крупной российской телекоммуникационной компании, однако в отличие от многих коллег-руководителей не является человеком публичным, не баллотируется в депутаты и не пытается во что бы то ни стало примкнуть к костромскому истеблишменту. Директор Костромского регионального отделения Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» Александр Мартынов всего лишь делает свое дело.
— Александр Владимирович, Вы — уроженец Ярославля, но уже более шести лет работаете в Костроме. Кем Вы себя сегодня ощущаете — ярославцем или костромичом?
— Действительно, я родился в Ярославле, там же учился в школе и в вузе, получил свой первый бизнес-опыт. Кем я себя ощущаю? Наверное, транзитёром, так как большую часть времени провожу на работе в Костроме, а домой в Ярославль приезжаю каждый день только поздно вечером. Так сложилось, что в силу объективных причин я не могу переехать в Кострому, это неудобно для моей семьи, поэтому дом у меня остается в Ярославле. Хотя там я, по сути дела, только сплю.
— Ваше первое высшее образование никак не связано с телекоммуникациями — Вы закончили ярославскую сельхозакадемию. Почему решили изменить сферу деятельности?
— Закончив биологический факультет ярославской академии с красным дипломом, я защитил кандидатскую диссертацию, став кандидатом сельскохозяйственных наук.
Вообще я придерживаюсь мнения, что диплом о высшем образовании является неким показателем интеллекта и силы воли его обладателя. Отучиться 5-6 лет — это вообще-то колоссальный труд. Не все, поступившие в вуз, его оканчивают, поэтому для меня тот, кто дошел до финиша, уже чего-то стоит.
Когда я учился в академии, то уже с третьего курса начал заниматься научной работой, потому что просто «отбывание номера» было для меня неинтересно. А это как раз был рубеж 2000-х, когда происходил переход от старой экономики к новой. К сожалению, в тот период государство относилось к науке как к пасынку, обделяло эту сферу не только деньгами, но и элементарным вниманием. Приведу такой пример: в 2000 году я подрабатывал простым продавцом в салоне сотовой связи и моя зарплата без учета бонусов составляла 4,5 тысячи рублей. А как сотрудник кафедры в институте, имеющий научную степень, я тогда получал всего 1800 рублей.
— Так вот как Вы попали в сферу телекоммуникаций…
— Да, я начал с низов, прошел путь от простого продавца до управляющего салоном, мне даже сделали предложение стать партнером в этом бизнесе. Но я принял решение уйти к оператору сотовой связи, поскольку мне всегда хотелось чего-то большего. И то, что я был дипломированным специалистом, пусть даже в другой сфере, было весьма кстати. Мне пришлось работать с дилерами, и моей главной задачей стало обеспечение бурного роста торговых точек. По сути дела, я занимался обучением и подготовкой продавцов. Имея опыт работы в салоне связи, я знал все плюсы и минусы взаимодействия оператора и дилера, и пытался так выстроить свою работу, чтобы всем было комфортно и выгодно.
— И все же Вы решили продолжить образование?
— Директор компании «Смарт-Ярославль-GSM», в которой я тогда работал, Игорь Вячеславович Киселев, сказал, что у меня есть потенциал, но отсутствие профильного образования будет препятствием для дальнейшего роста. Тогда я поступил в МУБиНТ на курс «Управление и менеджмент среднего и малого бизнеса». Учиться было непросто, после работы нужно было ехать не домой, а на учебу, но я встретил там людей, которым это было нужно так же, как и мне. Мы отучились и успешно защитили дипломы. На тот момент я уже стал коммерческим директором компании «Смарт-Ярославль-GSM». Но в 2008 году, достигнув определенного «потолка», я вновь принял решение о смене работы, поскольку стал ощущать себя человеком, который держит в руках масленку — все процессы в компании происходили без моего участия, я лишь раз в неделю собирал коллектив и ставил задачу. Так я попал на должность гендиректора компании «Эффортел». Как раз тогда случился кризис, и мне пришлось выступать в роли антикризисного управляющего. В итоге я понял, что у меня не хватает компетенций, чтобы быть первым лицом, и в мае 2009 года покинул компанию. Но уже в июне я возглавил коммерческую дирекцию «Tele-2 — Кострома». У генерального директора этой компании Сергея Тимонина я многому научился, понял, что должен в себе развивать, и реализуя это понимание, получил еще одно образование в московском MBA, где готовили управленцев высшего звена. А в июне 2013 года я возглавил костромское подразделение компании «МегаФон».
— В 2014 году «МегаФон» стал самым быстрорастущим оператором Костромской области и по выручке, и по абонентской базе. Как обстояли дела в 2015 году?
— Аудированные итоги у нас появятся чуть позже, но по уже имеющимся данным видно, что и в 2015 году мы оставались лидерами по росту выручки и приросту доли рынка.
Безусловно, такой результат — не повод задирать нос, нам есть к чему стремиться, поскольку в абсолютных цифрах мы хоть и не аутсайдеры на рынке, но пока и не лидеры. Однако по тому, как мы развиваемся, по нашим технологическим возможностям и ресурсам я вижу, что в течение ближайших трех–пяти лет «МегаФон» может возглавить рейтинг операторов сотовой связи в Костромской области.
— В 2012 году «МегаФон» первым из мобильных операторов запустил в Костроме сеть 4G. Удается ли удерживать лидерство в этом сегменте?
— Быть первым всегда почетно, но вместе с тем и тяжело. Если ты хочешь подтверждать лидерство, тебе приходится работать с определенными вызовами. Да, мы сохраняем первое место в количестве населенных пунктов и доле покрытия населения технологией 4G. Наши услуги высокоскоростного интернета четвертого поколения сегодня доступны не только в Костроме, но и в Буе, Шарье, Мантурове, Нее, Нерехте. А в конце третьего квартала этого года мы покроем еще 5 населенных пунктов. Так что несмотря на кризисные явления в экономике, компания «МегаФон» продолжает инвестировать в новые технологии. К сожалению, все оборудование, на котором работают операторы сотовой связи, производится за пределами нашей страны, поэтому цены на него за последнее время существенно выросли.
— То есть нынешний кризис внес определенные коррективы в работу «МегаФона»?
— Сложная экономическая ситуация отразилась только на нашей инвестиционной программе, и то она не отменена, а в некоторых моментах переориентирована и переранжирована. Для «МегаФона» инвестиции в технологическую составляющую бизнеса являются приоритетными. Маркетинг — дело наживное, на нем иногда можно и сэкономить, а вот на технологиях экономить нельзя.
Что касается тарифов, то они все последние годы не только не растут, но даже снижаются. Сегодня клиент может без проблем уйти к другому оператору, сохранив свой номер, поэтому если твой тариф оказывается выше среднего по рынку, ты начинаешь терять клиентов. После того, как законодательно была закреплена возможность перехода абонента к другому оператору с сохранением номера, «МегаФон» не понес никаких потерь. Это значит, что и цена, и качество наших услуг устраивают наших клиентов.
— На кого сегодня «МегаФон» делает ставку: на физлиц или на корпоративных клиентов?
— Я бы ответил так: «МегаФон» делает ставку на клиентов, не деля их на корпоративных и розничных. Да, корпоративный клиент может обеспечить большую выручку, но из этой выручки прибыль может составлять незначительную долю, поскольку высока себестоимость услуги. Ведь, как правило, для корпоративных клиентов требуются более сложные технологические решения.
— Костромской «МегаФон» уже на протяжении ряда лет является спонсором фестиваля фейерверков «Серебряная ладья». Вы так любите «пускать деньги на ветер»?
— Мы не просто выступаем спонсорами, а всегда стремимся делать что-то новое. Я считаю, что фестиваль «Серебряная ладья» уже стал событием межрегионального масштаба и значения, превратился в своеобразную визитную карточку Костромской области. Его посещают гости из Иванова и Ярославля, Нижнего Новгорода и Москвы. А поскольку это красивое действо, то мы подумали, что будет неправильно, если его смогут увидеть только те, кто смог прийти на набережную Волги. И мы устроили интернет онлайн-трансляцию, которую можно было смотреть через мобильный интернет с планшета или смартфона, находясь в любой точке не только России, но и мира.
Так что мы воспринимаем свое участие в подобных проектах как поддержку области.
— Наше интервью выйдет в мартовском номере «Костромского Бизнес-журнала», поэтому будет логично поговорить о женщинах. Как руководителю, с кем Вам проще взаимодействовать — с прекрасным полом или с сильным?
— Когда я впервые выступал в роли руководителя большого коллектива, это произошло порядка десяти лет назад, мне было как-то некомфортно ощущать себя в преимущественно женском коллективе. Тогда я считал, что мне нужно делать ставку на мужчин. Но постепенно, нарабатывая опыт руководящей работы, присматриваясь к подчиненным, я сделал для себя интересное открытие: женщины, как правило, более работоспособны, более ответственны и более лояльны к компании.
— А в семье у вас много «виновниц торжества»? Сколько букетов Вы покупаете 8 марта для своих любимых женщин?
— У нас в семье в этой части соблюден баланс: сын, ему 8 лет, и дочь, которой скоро исполнится 3 годика. Так что 8 марта мне есть кого поздравлять: супругу, дочку, маму и тещу.