На эмблеме Федеральной налоговой службы России изображен двуглавый орел, который держит в лапах ключ и жезл кадуцей. Если ключ символизирует господство и могущество, то кадуцей выступает символом мира и согласия, поскольку он является атрибутом Меркурия, считавшегося у римлян не только покровителем торговли, но и богом примирения.
Таким образом, сочетание ключа и кадуцея можно трактовать как «миролюбивую мощь». Согласитесь, подходящий образ для ведомства, являющегося главным «кормильцем» казны.
О практике «господства и примирения» «Костромскому Бизнес-журналу» рассказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области, государственный советник Российской Федерации 3-го класса Алексей Афанасьев.
— Алексей Евгеньевич, налоговая служба России готовится отметить четвертьвековой юбилей. То, какими были эти 25 лет для костромского подразделения ФНС, во многом зависело от тех, кто возглавлял службу. Можете рассказать о своих предшественниках?
— За 25 лет Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области возглавляли 5 человек, включая меня. Первым руководителем был Владимир Дмитриевич Тузик, который в 1990 году создавал нашу службу.
Его сменил Николай Николаевич Никитов, проработавший на своем посту более 7 лет. Николай Николаевич не только имел хозяйственную жилку — он умел ценить грамотных сотрудников и создал сплоченную команду. Именно он сформировал материально-техническую базу управления. В том числе и здание, в котором мы сейчас находимся, закладывалось при нем, в 2006 году. К сожалению, ни Владимира Дмитриевича, ни Николая Николаевича уже нет с нами, но многие работники вспоминают о них с теплотой и благодарностью.
Следующим руководителем был Иван Иванович Шмидт, приехавший к нам из Самарской области в рамках плановой ротации. Сейчас он на пенсии, живет в Самаре. Мы номинировали его на медаль «25 лет налоговой службе».
Четвертым главой ведомства был Сергей Николаевич Шульгин. Он работал у нас 2 года, до этого был заместителем руководителя Федеральной налоговой службы. Завершив работу в Костроме, Сергей Николаевич вернулся в Москву, устроился в Росфиннадзор.
— Считается, что для налогоплательщиков важна не столько величина налогов, сколько стабильность всей налоговой системы. На ваш взгляд, сложившуюся в России за прошедшие 25 лет налоговую систему можно назвать стабильной?
— Я считаю, что в целом стабильность достигнута. Это проявляется хотя бы в том, что на сегодняшний день все вопросы исчисления и уплаты налогов регулируются только Налоговым кодексом (год назад утратил силу последний закон, касающийся налога на имущество физических лиц, и этот налог тоже перешел в кодекс).
— Налоговая служба — главный добытчик финансовых средств для государства. Ценит ли государство труд работников налоговых органов? Как это сказывается на уровне заработной платы и условиях труда налоговиков?
— У работников налоговой службы зарплата далеко не самая большая, но это, наверное, проблема всех госслужащих. По большому счету, государство обеспечивает стабильность заработка госслужащих, а для тех, кто хочет зарабатывать очень много, есть смысл идти в бизнес.
— Но ведь считается, что именно хорошая зарплата призвана сдерживать госслужащих от соблазна получить незаконный «дополнительный доход»…
— Безусловно, это так, но ведь еще Иван Крылов писал: «В ком есть и совесть, и закон, тот не украдет, не обманет, в какой бы нужде ни был он. А вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет».
Как и у других гражданских служащих, у нас есть социальные гарантии. Например, достаточно большой отпуск, который может доходить до 47 дней.
Говоря об условиях работы, стоит сказать, что у нас создана хорошая материально-техническая база. С 2004 года обеспечена стопроцентная компьютеризация. Имеется достаточный парк автотранспорта. А ведь когда-то у нас была единственная красная «Газель», на которой мы ездили в командировки по области и которая постоянно ломалась.
Почти все наши инспекции расположены в отдельных, современных зданиях, комфортных и для налогоплательщиков, и для наших сотрудников. Исключением является лишь Шарья, там инспекция располагается в приспособленном здании бывшей ткацкой фабрики.
— Год назад в интервью нашему журналу Вы рассказывали о подготовке к переходу на новую автоматизированную информационную систему АИС «Налог-3». Осуществился ли уже этот переход?
— Он произошел частично, мы переходим на новую систему по так называемым функциональным блокам. Их три. На сегодняшний день первый блок, «Регистрация и учет налогоплательщиков», полностью реализован. До конца года завершится переход по второму функциональному блоку, касающемуся налогообложения физических лиц. А в следующем году планируем полностью перейти на АИС «Налог-3».
— Какими успехами костромское УФНС отметит юбилей службы?
— Сегодня уже есть данные по итогам трех кварталов. Так, поступления по налогам, идущим в федеральный бюджет, увеличились на 28 процентов и составили 3 млрд. 897 млн. рублей. По НДС рост составил 30 процентов к уровню прошлого года, по налогу на прибыль — 21,6 процентов.
По консолидированному бюджету области, наоборот, есть небольшое отставание от прошлого года — сумма сборов составила 10 млрд. 769 млн. рублей, это 98 процентов к уровню прошлого года. Такое сокращение обусловлено большими возвратами переплат по налогу на прибыль.
В нынешнем году мы вернули налогоплательщикам почти полмиллиарда рублей. Переплаты образуются из-за того, что рассчитанные авансовые платежи оказываются больше тех сумм, которые начисляются уже исходя из реально полученной прибыли. Но если обычно плательщики не забирают эти суммы из бюджета, а оставляют в счет будущих платежей, то в этом году многие захотели вернуть переплаты. Это их законное право, но региональный бюджет, в который поступает 18 процентов налога на прибыль, от этого пострадал. Если бы таких больших возвратов не было, мы бы вышли на уровень 103-104 процента к прошлому году.
— А какова динамика задолженности?
— Задолженность в настоящее время падает. Так, с начала года она уменьшилась на 1 млрд 354 млн рублей, или на 16 процентов. Стоит отметить, что в прошлом году у нас задолженность выросла, но этот рост был во многом обусловлен миграцией налогоплательщиков с крупными суммами задолженности и ситуацией на Галичском ЛВЗ. В этом году такого нет. К тому же мы провели кампанию по списанию безнадежной задолженности, списав около миллиарда рублей. Но, разумеется, сыграли свою роль и меры по принудительному взысканию задолженности.
— Традиционный вопрос — какие задачи стоят перед возглавляемым Вами управлением сегодня?
— Наша главная задача — повышение качества обслуживания налогоплательщиков. Сегодня в каждой инспекции устроены операционные залы, а в Костроме такой зал оснащен системой «электронная очередь». Максимальное время ожидания в очереди теперь не превышает получаса, но мы стараемся, чтобы оно составляло не более 5-10 минут. Для этого в периоды массового наплыва налогоплательщиков мы привлекаем к их обслуживанию дополнительных сотрудников и задействуем все операционные окна.
Еще одна важная задача — повышение результативности контрольных мероприятий. Их результатом должны быть либо поступления в бюджет, либо наказание лица, которое уклонилось от уплаты налогов.
— Алексей Евгеньевич, что Вы хотите пожелать в канун профессионального праздника коллегам?
— И действующим сотрудникам, и ветеранам налоговой службы хочу пожелать здоровья, счастья, успехов, материального благополучия.
Тем, кто связал свою судьбу с налоговыми органами, я желаю еще много лет трудиться на благо Родины. А тем, кто ушел на заслуженный отдых, желаю не забывать о годах, проведенных в наших рядах. Мы тоже их помним и ценим. 24 ноября у нас пройдет торжественное собрание, на которое мы пригласили всех наших ветеранов.