Россия, после определенной паузы, решила ответить на санкции запада. Симметричным ответом, по мнению Путина, стал запрет на ввоз в страну сельскохозяйственной продукции Соединенных Штатов, стран Евросоюза, а также Канады и Австралии.
Эксперты практически сразу спрогнозировали рост цен и ускорение инфляции, так ли это? С вопросами об эмбарго редакция «Костромского Бизнес-журнала» обратилась к компетентным лицам нашего региона.
У аграриев появился уникальный шанс для развития?
— Да, но при условии обеспечения должной материальной государственной поддержки. При скорейшем создании благоприятных условий для отечественных производителей, очевидно, что за этот год очень сильно должна измениться и сельскохозяйственная карта мира. У российских аграриев появился реальный шанс занять на ней свое достойное место, к тому же ограничения со стороны запада в итоге должны стать мощным толчком для активации скрытых резервов России. Возможно, будет покончено с недобросовестной конкуренцией в пользу европейских производителей на нашем собственном рынке сельхозпродукции. Будем надеяться, что худа без добра не бывает.
Сможет ли Россия полностью обеспечить основными продуктами питания свое население?
— Есть один факт. В наше время, к сожалению, зависимость России от импорта очень высока. И если даже ведущие мировые производители размещают свое производство у нас, то фактически продукт получается отечественным только отчасти, потому что входящие в него ингредиенты, компоненты, комплектующие являются импортными. Так что возможно какое-то сокращение ассортимента продовольственных товаров. Думаю, что первое время без трудностей не обойтись. Но есть и другая сторона. Россия — богатая аграрная страна, она богата своими землями, и мы знаем не понаслышке проблемы нашего сельского хозяйства. Нам ничего не грозит, если внимание правительства будет обращено на крестьянство, фермерство, поможет людям, имеющим свой скот, выпускающим собственную продукцию. На это уйдет время. Главное, чтобы предпринимаемые действия были продуманы нашим правительством.
Цены вырастут?
— Все вокруг говорят о росте цен, но его на сегодняшний день, спустя месяц после подписания указа, мы не наблюдаем. Возможно, мы доедаем имеющиеся запасы. Одной из причин роста цен на продукты может стать отсутствие четкой государственной торговой политики. Возьмем, к примеру, монополизм торговых сетей — одна из распространенных проблем продовольственного рынка России. Сетевые магазины, на сегодняшний день, способны диктовать свои условия производителям и поставщикам продуктов питания. Но все-таки не стоит создавать вокруг этого ажиотаж. Российское законодательство имеет рычаги, чтобы пресекать попытки спекулировать на продуктах. Контролирующая функция за соблюдением предельных цен возложена на ФАС России и на Роспотребнадзор, предусмотрена уголовная ответственность за картельный сговор между розничными продавцами. В зависимости от степени тяжести варьируется и ответственность, так что хотелось бы верить, что рост цен мы можем ожидать только в пределах инфляции.
Ощутим ли мы дефицит товаров?
— Предпринимать шаги вроде санкций нужно очень осторожно. Поэтому я надеюсь, что Указ Президента продиктован холодным здравым расчетом и граждане нашей страны не будут в чем-то ущемлены. С другой стороны, в ответных мерах, наверное, есть и свои плюсы. Если учесть, что продукты питания лучше других групп товаров поддаются замене продукцией отечественных производителей, то при благоприятном стечении обстоятельств нам вряд ли придется столкнуться с их дефицитом. По крайней мере, теоретически.
У аграриев появился уникальный шанс для развития?
— В ограничениях на ввоз продовольствия я не вижу никакого уникального шанса для наших сельхозпроизводителей. А если бы он и был, то воспользоваться им у нас некому. Во-первых, чтобы увеличивать объемы производства, необходимо расширять штат сотрудников, работать на селе у нас некому. Во-вторых, ограничения по ввозу продуктов введены только для определенных стран, а значит, эти продукты могут начать ввозить через те страны, которых не коснулись ограничения. И в-третьих, эти ограничения введены только на год, что абсолютно не внушает доверия. Кто из аграриев будет рисковать? Сегодня для увеличения объемов производства необходимо покупать дополнительную технику, возделывать новые поля и, конечно, нужно время на выращивание скота или же посевов, так что года мало для того, чтобы появилась какая-то отдача. Сами сельхозпроизводители не считают, что в этой ситуации нужно бежать сломя голову и что-то делать. Конечно, дела у них на это время пойдут получше.
Сможет ли Россия полностью обеспечить основными продуктами питания свое население?
— Сегодня Россия может полностью себя обеспечить только зерном и растительным маслом, остальные продукты приходится завозить из других стран, так как сами мы их не производим в достаточном количестве. Сможет ли сейчас обеспечить? Ну если рассуждать здраво, то ресурсы для этого есть, ведь Россия — аграрная страна, посмотрите сколько у нас полей и угодий — работать и работать, но для этого необходимо создавать условия для развития аграрного сектора, а не только надеяться на какие-то временные ограничения.
Цены вырастут?
— Они уже начинают расти, и рост этот продолжится, я не сомневаюсь, его никак не остановить. Есть рынок, и по условиям этого рынка, чей товар дешевле и качественней, тот и продается, а сегодня эти условия нарушены из-за того, что поступление некоторых товаров административными мерами ограничено.
Ощутим ли мы дефицит товаров?
— В мире все сбалансировано, соответственно, сколько мы съедаем— столько и поступает на наш рынок. А когда сегодня поступления определенных товаров ограничили, то, конечно, будет возникать нехватка этих товаров. Считаю, что ситуация 90-х годов, когда на полках была одна томатная паста, не повторится, но некоторые привычные сегодня для нас товары мы через какое-то время можем не увидеть. На мой взгляд, от этой санкционной войны никто не выиграет.
У аграриев появился уникальный шанс для развития?
— За этот год сильно изменится сельскохозяйственная карта мира. У наших аграриев появился шанс занять на ней свое место. Нужно только грамотно им воспользоваться.
Сможет ли Россия полностью обеспечить основными продуктами питания свое население?
— В этом нет необходимости. Вводя эмбарго, государством, с одной стороны, были созданы благоприятные условия для российских производителей, с другой стороны — был открыт рынок для новых поставщиков, которые хотели на него попасть, в то время как их основные конкуренты находятся под санкциями.
Цены вырастут?
— Говорить о том, какие будут цены, дело неблагодарное, тем более создавать вокруг этого ажиотаж. Рынок по ряду товарных групп очень сильно сузился, и некоторые поставщики, естественно, хотят заработать на новой экономической ситуации. Наше законодательство имеет все рычаги, чтобы исключать спекуляцию на рынке продуктов питания, и сейчас уполномоченные органы должны пресекать все попытки искусственного повышения цен.
Ощутим ли мы дефицит товаров?
— Дефицита товаров не будет, запрещенный импорт будет замещен продукцией отечественных производителей или, при необходимости, импортом из стран, на которые не распространяются ограничения. Это страны — члены Евразийского и Таможенного союзов, Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай и Индию, Латинской Америки, Африки, а также Турцию, Иран и многие другие. В течение двух месяцев российская торговля сможет переориентироваться на новых поставщиков практически по всем импортным продуктам, попавшим в санкционный список.
У аграриев появился уникальный шанс для развития?
— Да, но пока это только шанс, который нужно реализовать, а это возможно только при согласованной деятельности всех участников процесса: сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, торговых структур.
Сможет ли Россия полностью обеспечить основными продуктами питания свое население?
— На это можно надеяться, если курс Правительства на поддержку сельского хозяйства сохранится.
Цены вырастут?
— Они растут всегда, но вот какой прирост могут дать санкции, прогнозировать затрудняюсь.
Ощутим ли мы дефицит товаров?
— Дефицит можно создать искусственно (вспомните ажиотаж с солью, а ведь за него никто не ответил).
У аграриев появился уникальный шанс для развития?
— Я не считаю, что появился «уникальный шанс» для развития российского агропромышленного комплекса. Нужны долгосрочные меры по защите нашего рынка и поддержка на государственном уровне тех организаций, которые «умеют и хотят» работать в АПК.
Сможет ли Россия полностью обеспечить основными продуктами питания свое население?
— Думаю, что все возможности для обеспечения продуктами питания своего населения у России есть.
Цены вырастут?
— Вопрос ценообразования — это сложный вопрос. Существуют посредники между сельхозпроизводителями и конечными потребителями. Как будут менять цены сетевые магазины, не могу сказать. Аграрии будут корректировать свои цены, исходя из роста цен на электроэнергию, ГСМ и т. п., а также ориентируясь на сложившиеся на рынке цены.
Ощутим ли мы дефицит товаров?
— Аграрии сделают все возможное, чтобы не допустить дефицита.