«Костромской бизнес-журнал», совместно с областным телевидением «Русь», продолжает рубрику «Без чинов». Проект приходит в гости к нашим известным землякам для того, чтобы узнать, какие они вне служебных кабинетов, публичных слушаний, деловых завтраков. Какие они в быту, в часы досуга, с семьей, то есть какие они на самом деле.
На этот раз «Без чинов» «помешала» спокойно провести субботу депутату Костромской областной Думы, предпринимателю, общественному деятелю Дмитрию Аббакумову, отправившемуся со своими тремя детьми на прогулку в парк Победы.
— Здравствуйте, Дмитрий Геннадьевич! Вы сегодня один в окружении своего многочисленного потомства. А где супруга?
— У мамочки нашей дела, йога. А я во время ее занятий спортом «работаю» отцом.
— Все молодые мамы Костромской области, когда прочитают эти строки, позавидуют Вашей жене, а молодые отцы Вам посочувствуют.
— Мне не за чем сочувствовать — я очень люблю гулять со своими детьми и вообще проводить с ними время.
— Трое детей — это Ваше представление о нормальной российской семье? Изначально на эту цифру нацеливались или даже на большую?
— Я очень счастлив, что судьба подарила мне замечательную жену Элю, которая позволяет реализовываться в самых разных сферах деятельности, сама при этом взвалила на себя домашнее хозяйство, занимается воспитанием детей, отвозит их на различные секции, кружки. Что касается количества детей, я бы окончательно не загадывал, но пока нам хорошо в таком составе. Хотя для традиционной русской семьи трое детей не так уж много. Если говорить в целом о России, то решение проблем демографии — это вопрос безопасности нашей страны, залог ее сохранения в нынешних территориях. Но даже если абстрагироваться от интересов государства, когда дома детский смех и бесконечное движение, это наполняет жизнь совершенно иным смыслом.— Дети — это большая ответственность. Не страшно приводить их в мир, который, как показывают события в той же соседней Украине, по-прежнему нестабилен?
— Мир, конечно, полон хаоса и неопределенности. Но если с такой настороженностью относиться к нему, то вообще можно из дома не выходить, ничего в жизни не делать и будет спокойно, но бессмысленно. Лично мне моя семья, мои дети прибавляют сил для того, чтобы идти вперед, ставить новые цели и достигать их. Потому что хочется влиять не только на свою семью, но иметь возможность хотя бы немного преобразовывать мир вокруг, делать его чуточку лучше.
— От чего или от кого пошла фамилия Аббакумов?
— От протопопа Аввакума. Это известный деятель российской истории времен Раскола, противник церковной реформы середины XVII века. За свои убеждения был сослан в Сибирь. Несколько раз Аввакума Петровича возвращали ко двору в надежде, что он согласится стать лояльным власти в обмен на безопасность и доходное место. Но протопоп был исключительно принципиальным человеком. В общей сложности провел в ссылках и заточении четверть века. В очередной раз, отказавшись изменить своим убеждениям, был заживо сожжен. Старообрядцы до сих пор почитают Аввакума, как священномученика.
Мне фамилия очень нравится и не только своей серьезной исторической основой.
— Тем, что она на букву «А»?
— Не только на букву «А». Следом идут две «Б», а затем опять «А». То есть в любых списках я практически всегда первый. Это очень дисциплинирует по жизни еще со школьной скамьи. Я, например, всегда готовился к урокам, потому что вероятность того, что меня вызовут к доске, была выше, чем у других ребят. Это мобилизованное состояние у меня сохраняется и поныне.
— Ваше мобилизованное состояние заставляет выходить на работу в выходные дни? Так делают предприниматели, которые не могут не контролировать своих сотрудников.
— Есть разные схемы управления бизнесом и разные типы руководителей. Встречаются трудоголики, которым скучно вне режима загнанной белки. У меня в компании не так. Есть делегирование полномочий, есть доверие людям в рамках их компетенций. Я осуществляю контроль за исполнителями высшего звена, а не каждого сотрудника фирмы. Тем не менее, сегодня на работу я заходил, но не как руководитель, а как покупатель. Поскольку обещал детям новые книги.
— Купить или просто взять с полки своего магазина?
— Именно купить, обязательно внести деньги в кассу. Ни в коем случае нельзя нарушать механизмы ведения бизнеса. Это же отчетность, материальная ответственность сотрудников. Как это ни удивительно, быть может, прозвучит, но нельзя путать частные интересы и интересы бизнеса. Так же как в политике нельзя путать свой карман с государственным.
— Любопытная параллель. Некогда нашу страну считали самой читающей страной мира. А что сегодня? Приобретают ли костромичи книги, и какие?
— И приобретают, и читают практически все жанры: классическую литературу, подарочную, учебную и детективы с фантастикой. Покупателей меньше не становится. Происходит небольшое перетекание в сегмент детской книги. Слава Богу, все родители понимают, что нельзя малышам сразу давать в руки планшет. Нужны сказки, детские энциклопедии, общение родителей с ребенком во время чтения. Так что растущие продажи «Дома книги «Леонардо» — доказательство того, что в нашей стране с семейным воспитанием все обстоит неплохо, спрос на детскую литературу стабилен.
— А как же Интернет? Ведь Сеть «пожрет», прошу прощения за глагол, но именно «пожрет» абсолютно все, и литературу в том числе.
— Давно уже обещали, что Интернет первым делом уничтожит периодические издания. Газеты до сих пор ежемесячно, еженедельно, ежедневно продолжают выходить. Потом обещали, что с Интернетом не сможет конкурировать телевидение. Но мы видим — успешно конкурирует. Каждому свое. Просто стало больше выбора. Согласен, сегодня глобальная паутина забрала аудиторию лет с 12 до 20. В этот период подростки, молодые люди действительно проводят очень много времени в Сети, но потом возвращаются за современной, интересной, «правильной» литературой. Заводят семьи, приходят за детской книгой, потом за учебниками. Все развивается циклами. — Что обычно входит в программу выходного дня Вашей семьи?
— Мы любим бывать на даче. Но сегодня, поскольку наша мама занята, решили проведать и полить саженец кедра, который посадили здесь 9 мая. Поэтому приехали в парк Победы.
— Вы, таким образом, выполняете мужской минимум: воспитать сына, построить дом, посадить дерево?
— Мы были не единственной костромской семьей, которая посадила здесь кедровое дерево. Принять участие в этой акции нас пригласили активисты. Моя семья с удовольствием откликнулась. В общей сложности было посажено более 20 саженцев, так что в перспективе должна получиться кедровая рощица.
— Посадка кедров 9 мая в парке Победы — глубоко символична. Это ведь не просто озеленение Костромы?
— Для нашей семьи это самый важный день в году, день памяти. Великая Отечественная оставила глубокий след в жизни практически каждой советской семьи, и наша не исключение. Дед моей жены, Владимир Николаевич Люсин, — был известным авиатором, асом, удостоен высокого звания Героя Советского Союза за то, что сбил 19 фашистских самолетов разного класса. К сожалению, я и, тем более, мои дети не застали его в живых, но память о нем, как и о подвиге всего народа, мы стараемся беречь. Обязательно ходим на парад 9 мая, на возложение цветов к Вечному огню. В этом году поддержали идею посадки кедровой рощи. Это дань уважения тем, кто ковал Победу на фронте и в тылу.
Когда мы приблизились к месту посадки кедров, раздался дружный крик возмущения. По свежим насаждениям явно проехались на тяжелой технике. Мощные колеса оставили глубокие колеи. Вместе с травой было скошено или сломано свыше десяти саженцев. В числе сохранившихся Аббакумовы, облегченно выдохнув, нашли свой. И постепенно придя в себя, приступили к поливке.
— Не совсем понятно, что дальше делать с этой рощицей. Мы сейчас наш саженец польем, а через неделю заедет еще какой-нибудь ездок и раздавит оставшиеся молодые деревья. Я, как депутат, обращусь в мэрию с инициативой огородить эту часть парка, установить табличку с информацией о насаждениях и по возможности восстановить то, что уничтожено. Хотя, вероятно, это можно сделать и без муниципальной власти. Рядом Давыдовские микрорайоны и их 40 тысяч жителей. Брошу клич в Сеть с призывом помочь.
Завершив поливку кедров, мы отправились к стоянке авто. Из багажника своей машины глава семейства Аббакумовых достал ролики для дочери, самокат для старшего сына и шоколадку для младшего.
— Если на этой парковке выстроить автомобильный парк депутатского корпуса, то Ваша машина будет одной из самых скромных. Статус не требует чего-нибудь солиднее и дороже?
— Я убежден, что статус политика, предпринимателя, общественного деятеля определяется его делами, достижениями, а не материальными атрибутами. Да, мой простой седан далеко не самый престижный, но меня полностью устраивает, за исключением того, что ему уже 6 лет. Скоро буду менять машину, но тоже на что-нибудь демократичное — городской кроссовер без лишних изысков.
— Парк Победы развивается. В индустрию развлечений приходит микробизнес. Постепенно решает вопросы, связанные с закупкой оборудования, арендой площадок, подбором кадров, обучением работников технике безопасности. Каждый маленький успех дается великим трудом. Вы возглавляете Костромское региональное отделение «Деловой России». Эта общественная организация создана для защиты интересов бизнеса. Чем конкретно Вы можете помочь?
— Чем меньше масштаб бизнеса, тем важнее для него вопрос согласований. Иногда все банально упирается в неправильное выстраивание диалога. Потому что начинающий предприниматель много чего боится и мало чего умеет. Представлять его интересы в общении с властью, надзорными органами — и есть миссия «Деловой России». Мы берем системные проблемы и снимаем их не для отдельной компании, а для всей отрасли. Также начинающие предприниматели могут получить меры государственной поддержки. В нынешнем году это 10 субсидий по 250 тысяч рублей. Неплохие деньги для стартапа. Я часто слышу скепсис, что, мол, там все поделено и справедливости не добиться. Как депутат областной Думы и член комиссии, которая принимает решение о выделении субсидий, знаю точно, что это не так. Ситуация напоминает мне слова детской песни: «С кем водятся волшебники? А с тем, кто верит в них». Так и здесь. Если предприниматель никому не верит и считает, что вокруг него одни враги, которые пытаются растащить предназначенную ему субсидию, то он ее не получит. Потому что в каждой неправильно поставленной запятой будет видеть заговор. А если он знает, что у него есть права, объективные основания для получения поддержки, и подтвердит это, помощь окажут. То, что наш регион сейчас попал в пятерку лучших в России по инвестиционному климату, говорит именно об этом. — Вы в 29 лет стали самым молодым депутатом Костромской областной Думы нынешнего V созыва. Сейчас Вы на 4 года старше, но по-прежнему моложе всех в Думе. Возраст не мешает?
— Действительно, основная масса депутатов, руководителей разного уровня — люди более зрелые. И это вполне оправданно. Ведь опыт пропорционален возрасту. С другой стороны, американским социологам принадлежит такое высказывание: «тот, кто в 25 лет не был либералом, у того нет сердца, а кто в 60 не стал консерватором, у того нет головы». Всегда идет борьба нового и сохраняющего. Если в законодательной власти будут одни консерваторы, это, на мой взгляд, не совсем правильно. Должна быть новая кровь, свежие идеи и энергетика. Да и потом, молодость — это недостаток, который очень быстро проходит. Я надеюсь, моя депутатская работа на протяжении 4 лет и в Думе, и на округе пошла на пользу и моим избирателям, и региону в целом.