IMG_1242.jpgВолгореченск в глазах многих жителей нашей области является оазисом благополучия. Основания тому действительно есть: вдобавок к Костромской ГРЭС и трубному заводу здесь появился первый в регионе технопарк, строятся новые промышленные предприятия. Какой ценой дались эти успехи? Об этом мы поговорили с главой города Юрием Маковым.

 — Проработав три года на этой должности, я, откровенно говоря, не нахожу морального удовлетворения в том, что делаю. Причин тому несколько. Во-первых, в последние годы в
обществе с помощью СМИ формируется негативное отношение к власти и чиновникам. Включаешь телевизор, смотришь, например, программу «Время» или другие новости и вместо
рассказа об успехах и достижениях, которыми могла бы гордиться наша страна, чуть ли не ежедневно видишь, как сотрудники правоохранительных органов «взяли» очередного чиновника. Этот информационный перекос приводит к тому, что в глазах простого обывателя представители власти выставляются бездельниками и ворюгами. Скажу честно, становится просто обидно. Бороться с коррупцией, безусловно, нужно, но не надо всех нас стричь под одну гребенку! Доходит иногда до смешного. Ремонтируешь, например, в городе систему уличного освещения, естественно, тратишь на это какую-то сумму средств из бюджета. А исподтишка тебе вслед летит — украл, отмыл… Вот только ничего предосудительного я не делаю. Вторым немаловажным фактором является то, что, будучи главой города, приходится тратить много сил на противодействие постоянному давлению со стороны  правоохранителей и представителей всевозможных контролирующих структур. На это уходит до двадцати процентов моего рабочего времени: патовая ситуация отнимает немало душевных сил. Но, пожалуй, главным становится тот факт, что видимое всеми благополучие, на мой взгляд, является кажущимся, так как не приводит к глобальному улучшению жизни волгореченцев.
— Юрий Вениаминович, с такой развитой промышленностью, наверное, все же грех жаловаться?
— С одной стороны, Волгореченск действительно достиг успехов, которыми можно гордиться. Но если в городской казне не хватает средств на самое необходимое, можно быть семи пядей во лбу, выворачиваться наизнанку, но это ничего не даст. Ни строительство промышленных предприятий, ни пуск новых производств, ни расширение границ города так и не привело к осязаемому всеми его жителями прорыву.
— Но ведь инвестиционные проекты находятся пока лишь в начальной стадии реализации, рано ждать от них должной отдачи?
— Вполне может быть и так. С другой стороны, я не надеюсь, что она будет в будущем.

— Почему?

— Причиной тому является действующая в Российской Федерации бюджетная система. На мой взгляд, она, мягко говоря, неправильная. Львиную долю собранных в Волгореченске налоговых и неналоговых доходов приходится перечислять в региональный и федеральный бюджеты. В казну города попадает лишь ДВА(!!!) процента средств. При таких кабальных условиях заниматься реализацией и продвижением инвестиционных проектов нет никакого стимула. На «местах» проще ничего не делать, так как строительство промышленных производств лишь усугубляет и без того немалые городские проблемы. Судите сами. Органам местного самоуправления приходится брать на себя дополнительные обязательства. Открытие нового производства потянет за собой увеличение численности населения города. Вновь прибывшим людям необходимо предоставлять социальные гарантии, обеспечивать их современным благоустроенным жильем. Остающиеся в бюджете муниципального образования доходы не могут покрыть столь больших затрат. Именно поэтому и не просматривается светлое будущее, которое вполне могла бы обеспечить реализация инвестиционных проектов. Увы, эта проблема касается не только Волгореченска. Она характерна для всех малых и средних городов нашей страны. Их руководителям намного проще дождаться дотаций из регионального и федерального бюджета, чем самим что-то делать и развивать муниципальные образования. Жить так чиновникам, несомненно, проще, так как если эти средства до них не дошли, всегда можно задать риторический вопрос: «Чего вы от нас после этого хотите?»

— Как, на ваш взгляд, можно изменить сложившуюся ситуацию?
— Я прекрасно понимаю, что страна должна решать целый ряд задач государственного масштаба, таких, например, как перевооружение Вооруженных Сил, строительство транспортных магистралей, в конце концов, даже проведение зимней Олимпиады в Сочи. Я прекрасно понимаю, что на эти цели тратятся немалые средства. Но нельзя при этом обескровливать муниципалитеты. Пришла пора кардинально изменить бюджетные отношения. Об этом красноречиво говорит опыт таких стран, как Германия, где муниципалитетам оставляется около половины собранных налоговых и неналоговых доходов. А, например, в Венгрии эта планка поднята до восьмидесяти пяти процентов. Мы с директором Костромской ГРЭС недавно побывали в этой стране, посетили завод компании «Дженерал Электрик», производящий мембраны для очистки воды. Эта продукция будет использоваться в рамках реализации проекта по модернизации городских очистных сооружений Волгореченска. По пути проехали почти все земли, видели активно развивающиеся города. Сопровождающий нас гид объяснил причину их процветания. Она заключается в желании мэра работать, делать все улучшения качества жизни населения, благо финансовое положение муниципалитетов в этой стране, где государство забирает лишь пятнадцать процентов доходов, это вполне позволяет.

Хотелось бы сказать еще об одном диком перекосе в бюджетных отношениях. Среди российских городов особняком стоит Москва. Да, понятно, что это столица, но поверьте, меня
коробит, когда бывая там в командировке, слышу голос диктора о том, что, например, на Ярославском шоссе строятся две развязки стоимостью двадцать четыре миллиарда рублей.
Совокупный годовой бюджет Костромской области не дотягивает до этой «скромной» для москвичей суммы. Да, наверное, жителям Подмосковья станет более удобно добираться до
Первопрестольной. Но как быть тем гражданам Российской Федерации, которые живут в Шарье, Мантурове, Нерехте, том же Волгореченске и многих других малых и средних городах. Здесь давно пришла пора перекладывать инженерные коммуникации, ремонтировать дороги и так далее, но средств на эти цели в их бюджетах нет.
— Но разве «наверху» не понимают, к чему может привести такая бюджетная политика?
— В ходе последней пресс-конференции Президент России Владимир Путин призвал обратить пристальное внимание на местное самоуправление. Думаю, что этот посыл побудит федеральных чиновников начать делать шаги в этом направлении и вникать в наши проблемы. Другого выхода попросту нет. Ни для кого не секрет, что почти все регионы страны продолжают наращивать государственный долг. Не является исключением и Костромская область, где его уровень вновь приближается к критической отметке. Это говорит о том, что обязательства и полномочия и на муниципальном, и на региональном уровне финансово не обеспечены. Пришла пора повернуться к ним лицом. Если так ничего и не менять, то можно полностью потерять местное самоуправление. Муниципалитеты, регионы и федеральный центр — это единый организм. Развитие малых и средних городов обязательно скажется на динамике социально-экономического развития России, станет толчком для роста целого ряда отраслей национальной экономики. Поэтому пришло время скорректировать баланс интересов и научиться находить разумный финансовый компромисс.