b_250_0_16777215_00_images_mag10_OLEG9897___.jpgПочти год в статусе единственного: сегодня Костромской губернский симфонический оркестр — безоговорочный монополист в классически-музыкальном пространстве региона. Правда, уникальным он стал отнюдь не сегодня: великий репертуар, виртуозные солисты, международные проекты уже полтора десятилетия — провинциальные оркестры редко демонстрируют такой класс и такую стабильность. Впрочем, костромскому симфоническому есть на кого равняться: как и пятнадцать лет назад, в октябре 2013-го во главе его по-прежнему художественный руководитель Павел Герштейн, известный далеко за пределами России. Очередной инициированный маэстро проект — III Международный фестиваль «Кострома симфоническая» — обещает стать сенсационным культурным событием нынешней осени

— Павел Яковлевич, наступающий концертный сезон для Костромского симфонического оркестра еще пятнадцатый или пятнадцатый — уже?
— В 1999 году мне выпала честь, а может быть, досталось послушание создать в Костроме симфонический оркестр. Пятнадцать лет прошло, но я создаю его до сих пор, потому что это совершенно беспрерывный процесс. Например, мы все еще не пришли к тому, чтобы сыграть Малера и все симфонии Шостаковича. У нас пока нет своего концертного зала и собственной образовательной базы, хотя к их созданию оркестр приближается уверенными шагами. Так что, судя по тому, сколько нам предстоит сделать, пятнадцатилетие — только начало. В том числе и для меня, как дирижера. Тем более что в истории российской музыки есть потрясающие примеры: Евгений Александрович Мравинский пришел в Ленинградскую филармонию в 1938 году и вплоть до 1988-го руководил ее симфоническим оркестром. А мой учитель Арнольд Михайлович Кац в 1956-м основал оркестр в Новосибирске и возглавлял его пятьдесят один год. Представляете? По сравнению с этими столпами мирового дирижирования я просто-напросто юнец. Правда, те условия, в которых полвека назад творили наши наставники, очень отличаются от условий, в которых сейчас вынуждены работать мы. Они начинали в эпоху, когда за симфоническими оркестрами стояло государство. Если в городе создавался оркестр, ему сразу же предоставляли концертный зал и ведомственные квартиры. Сегодня же ответственность за судьбу музыкантов полностью переложили на плечи дирижеров, поэтому художественный руководитель коллектива обязан быть хорошим менеджером. Так что, вероятно, нынешние пятнадцать лет вполне сопоставимы с тогдашними пятьюдесятью:
в наши дни год идет за три. А значит, полтора десятилетия — это уже немало. Я бы сказал: уже много. Судя по тому, что в свои пятнадцать может оркестр. А он может представлять мировые премьеры и приглашать гениальных солистов, играть симфоническую классику и оперный репертуар, исполнять эстрадно-джазовые хиты и камерную музыку, просвещать публику и зажигать звезды. Что, кстати, совсем скоро продемонстрирует фестиваль «Кострома симфоническая». И продемонстрировать все это мы можем во многом, благодаря костромской публике, которую я искренне считаю прекрасно воспитанной в музыкальном плане и по-настоящему жаждущей. А что особенного ей возможно преподнести? Конечно, мировые премьеры.
И их на фестивале прозвучит две. Вообще, моя творческая жизнь была долго связана со Швейцарией, и так получилось, что в этой стране у меня много друзей. Один из них — прекрасный кларнетист Фреди Цаугг, вместе с которым костромской оркестр впервые в мире исполнит танцевальную поэму швейцарского композитора Мишеля Роша «Дыхание жизни». Роша — человек очень неординарный: как композитор он состоялся на Тайвани, был главным дирижером симфонических оркестров и оперных театров этой страны. И за десятилетия жизни там, будучи европейцем, написал много тайской национальной музыки. Но даже в творчестве такого уникума «Дыхание жизни» — произведение особенное. Это «танцевальная поэма», по сути — балет, а значит, оркестр здесь не только исполняет музыку, но и участвует в движении — вместе с профессиональными танцовщиками. Вторая премьера — виолончельный концерт, думаю, будет не менее интересной, потому что автор этого концерта — легендарный отечественный композитор Алексей Рыбников, написавший рок-оперы «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», музыку к кинофильму «Приключения Буратино» и многое-многое другое. Свое новое сочинение он посвятил виолончелисту-виртуозу Александру Князеву и доверил исполнять Костромскому симфоническому оркестру. И обещал лично приехать на премьеру.
— Легендарный Алексей Рыбников, наверняка, станет не единственным VIP-гостем «Костромы симфонической»?
— К нам приедет восходящая звезда Мариинского театра Кристина Алиева — обладательница колоратурного сопрано необыкновенных тембра, техники и диапазона. Я впервые услышал ее на премьере оперы Родиона Щедрина «Левша» в Мариинке-2 — уверяю вас, это что-то невероятное. Вслед за Кристиной прибудет Михаил Казиник — удивительный мыслитель, колоссальный оратор, член Нобелевского комитета по культуре. Вместе с Казиником мы представим просветительский проект «Последняя тайна Чайковского». Любопытно, что речь здесь пойдет не только о прощальной симфонии №6 Петра Ильича, после премьерного исполнения которой он прожил всего девять дней. Для того чтобы понять ее тайный смысл, мы обратимся еще и к пятой симфонии Бетховена, безусловно, повлиявшей на позднее творчество русского гения. А уже на следующий день Казиник познакомит костромскую и волгореченскую публику с московским скрипачом Андреем Чистяковым, концерт с участием которого я так
и предложил назвать — «Паганини XX века». В исполнении этого музыканта прозвучат самые виртуозные произведения для скрипки с оркестром, начиная с «Венгерских танцев» Брамса и заканчивая «Цыганскими напевами» Сарасате и «Чардашем» Монти. Ну, а последний концерт фестиваля я скромно называю «С днем рождения, маэстро!» и приглашаю выйти на сцену вместе с нашим оркестром Государственную академическую хоровую капеллу имени Александра Юрлова, которая устроит «Оперную феерию» из хоровых сцен опер Верди, Глинки, Чайковского, Россини... Недаром фестиваль называется «Кострома симфоническая»: мы сделаем все для того, чтобы превратить Кострому в симфонию.    
Этим «превращением» оркестр занимается уже полтора десятилетия, но только девять месяцев — в статусе губернского. К чему обязывает новый статус?
Обязывает к одному: называясь губернским, мы должны нести ответственность за музыкальную культуру региона в целом. В нынешнем году оркестр уже представлял область на высшем уровне: в большом зале администрации Президента играл концерт в рамках фестиваля Владимира Спивакова «Москва встречает друзей». Кроме того,
в новом статусе мы начинаем активно заниматься музыкальным образованием юных костромичей: если раньше на проводимые нами «Летние музыкальные курсы в Европе» приезжали исключительно дети из-за рубежа, то в минувшем июле участие в фестивале приняли две девочки из Костромской области. Именно губернский симфонический взял на себя миссию реализовать в нашем регионе всероссийский благотворительный проект «От сердца к сердцу».
— Но реализация благотворительных проектов вряд ли возможна без поддержки бизнеса...
— Поэтому мы организовали в Костроме «Ротари-клуб», членами которого становятся неравнодушные состоявшиеся люди, в том числе многие бизнесмены. Вместе мы стараемся продвигать детские музыкальные и иные социальные проекты и даже собираемся проводить в нашем городе международный детский «Ротари-конкурс».
— Ну, а пока Вы готовитесь встретить два юбилея: оркестра и собственный. Или для маэстро Герштейна это уже один праздник?
— Если честно, последние пятнадцать лет свой день рождения я справляю на сцене — такую традицию изобрел в Костроме. Традиция, кстати, замечательная: гости со всех сторон,
и я посвящаю им всего себя. Им и, конечно, музыке. Что может быть большим счастьем для дирижера?

Олег Карасев.