IMG_9281___.jpgВ соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 основного закона нашего государства каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Указанные правомочия ни в коем случае не должны нарушать баланса интересов того или иного лица, иначе это может привести к  существенному нарушению законных прав.

Честь, достоинство, деловая репутация граждан и юридических лиц — это не пустые звуки, а своего рода почва и основа жизнедеятельности каждого из нас.  В бытовой сфере честь и достоинство гражданина становится объектом посягательств, по различным мотивам, зачастую это зависть, корысть, ненависть. Гораздо интереснее складывается ситуация в отношениях между коммерческими структурами. Ни для кого не секрет, что некоторые фирмы (коммерческие деятели) добиваются успеха на деловой арене посредством устранения конкурентов  путем распространения информации, умаляющей их честь, достоинство и деловую репутацию.
Что же делать, если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица были распространены? Ответ на этот вопрос содержится в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно закреплено право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации. То есть обращаемся с исковым заявлением в суд.
Для того чтобы исковые требования были удовлетворены судом, необходимо наличие трех обязательных элементов: факт распространения ответчиком сведений об истце должен быть подтвержден, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. Данный критерий оценивается, как правило, специалистами посредством лингвистической экспертизы.
В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Таким образом, защищать свои права не сложно — прежде всего, необходимо знать порядок и законное  к тому основание.