gidroterm.jpgООО «ГидроТерм» можно назвать «динозавром» костромского рынка систем отопления и водоснабжения, имея в виду не столько размер, сколько срок существования этой компании.

— Вадим Анатольевич, что предлагает клиентам «ГидроТерм» и чем он отличается от других подобных компаний?
— Мы одна из немногих в Костроме организаций полного цикла, выполняющих все, от предпроектных работ до постгарантийного обслуживания. Наши клиенты — это и организации, и частные лица. География нашей работы — в основном, Кострома и Костромская область, в  других регионах мы работаем только на объектах элитного класса.

Монтаж выполняем только своими материалами и оборудованием. В отличие от торговых организаций, у которых главная задача — продать товар и которые в основном ориентируются на низкую цену, мы работаем только с высококачественными материалами и оборудованием европейского производства, поскольку даем гарантию на свои работы. Бывает, на объект уходит одной трубы 5–7 километров, которая вся идет в стяжке — в толще пола. И тут замена материала на более дешевый чревата для клиента катастрофой…
— Что изменилось за 11 лет на строительном рынке Костромы?
— Сегодня на рынке существует очень жесткая конкуренция. Если 11 лет назад мы по многим направлениям были первопроходцами, то сейчас конкуренция выросла раз в 30–40. Только наши бывшие сотрудники организовали пять фирм.
В настоящее время рынок строительства в Костроме бурно развивается, и можно говорить о буме в многоквартирном жилищном строительстве.
Все это заставляет нас меняться. Весь прошлый год мы занимались структурированием компании для того, чтобы оперативно отвечать на запросы клиента. Ведь сегодня ему требуется не просто рассчитать цену по предлагаемому проекту, а нужно представить аналитику — расчет нескольких вариантов с применением различных технологий и материалов, из которых он мог бы выбрать оптимальный. Время, когда объекты, строящиеся для продажи, делали  самым дешевым материалом, не учитывая сроков эксплуатации, проходит, поскольку конечные покупатели становятся более грамотными и требуют гарантий.
— А применяете ли вы в своей работе то, что называется модным нынче словом «инновации»?
— По нашему направлению деятельности инновации — это внедрение альтернативных источников тепловой энергии. В основном речь идет о биотопливе, тепловых насосах, ветровой и солнечной энергии.
Я был недавно на выставке во Франкфурте-на-Майне, это выставка номер один по отопительному оборудованию, и там, в отличие от российских выставок, очень серьезное внимание уделяют альтернативным источникам энергии. На наших выставках тоже что-то представляется, но реального интереса это не вызывает, поскольку для России, там, где есть газификация, все это не актуально. Хотя у нас создано большое количество государственных программ по энергоэффективности, энергосбережению, но финансы говорят в пользу традиционного источника — природного газа. Если взять тепловые насосы, а в Европе они установлены уже на половине предприятий и жилых домов, то 1 кВт тепловой энергии от них в 3–4 раза дешевле, чем  тот же 1кВт энергии, выработанной на природном газе. У нас альтернативные источники выгодно применять только там, где нет природного газа. Хотя там, где нет газа, есть дрова, а они тоже выгоднее, чем солнечная или ветровая энергия.
Только когда стоимость газа у нас увеличится в 7 раз, именно во столько он у нас пока дешевле для конечного потребителя, чем в Европе, альтернативная энергетика в России будет интересна.
— То есть вы считаете не перспективными ноу-хау по альтернативным источникам энергии?
— Вовсе нет. На той же выставке в Германии был представлен серийно выпускаемый настенный газовый котел с генератором электричества. То есть один прибор, потребляющий газ, вырабатывает и тепло, и электроэнергию. Немцы готовы поставлять такое оборудование на наш рынок, и у нас многие готовы это покупать, но есть одна проблема. В Германии стоят счетчики двойного действия: ты можешь потреблять электричество из сети и можешь отправлять вырабатываемое электричество в сеть, когда оно тебе не нужно, и в этом случае счетчик крутится в обратную сторону. Такая система  позволяет снять пики потребления и обеспечить гладкий график потребления электричества. У нас такого, к сожалению, нет.
Еще одна интересная разработка, существующая уже в виде производственного образца, совмещает газовое оборудование и кристаллические формы минералов, вырабатывающих энергию при смачивании их водой. Причем это не химическая реакция, а физический процесс, и минерал может выделять тепло бесконечное количество циклов. При совмещении этой системы с блоком газового котла получается экономия газа на 70 процентов по сравнению с традиционным его сжиганием. Когда я ездил 5 лет назад, это были только разработки, разговоры, а сегодня уже есть готовый образец для бытового использования. И несмотря на кризис в Европе, правительство Германии дотирует покупку такого оборудования — выплачивает треть от его стоимости, стремясь заинтересовать своих граждан в экономии ресурсов.
Что касается нас, мы недавно закупили комплект солнечных коллекторов, которые будем монтировать в офисе, чтобы отслеживать их эффективность в нашей климатической зоне для подогрева воды. В южных регионах России, например в Сочи, это себя оправдывает, экономия получается значительная. Посмотрим, что будет у нас.