b_250_0_16777215_00_images_2020_08_DSC_8785-.jpg«Креативная идея для экспорта» — эта специальная номинация появилась в рамках конкурса «Экспортер года» впервые. Ее вручили Антону Зиброву, руководителю компании «ZIZ», которая занимается проектированием и запуском ферм для выращивания рыбы по всему миру. 

Развивать это редкое направление бизнеса Антон Зибров с партнером Захаром Сороковым начали больше 10 лет назад. В России тогда этим мало кто занимался, и ниша была относительно свободна. С тех пор в десятке городов России и в целом ряде стран Европы успешно работает более тридцати рыбоводческих ферм, созданных компанией «ZIZ».

– Антон, в чем суть вашего бизнеса?

– Конечная цель нашей работы – создание рыбоводной фермы. Для этого надо найти подходящее место, разработать технологию и воплотить проект в жизнь. На первом этапе к нам обращается инвестор с запросом о строительстве рыбной фермы, мы ее проектируем. Дальше – поставляем на объект необходимое оборудование, монтируем, делаем пуско-наладку, запускаем производство и осуществляем его дальнейшее сопровождение. 

– Как много вам требуется времени, чтобы пройти путь от проектирования до практического результата?

– Зависит от проекта, но в среднем весь процесс может занимать два года и больше. Этим, в том числе, и объясняется небольшое количество фирм, занимающихся рыбоводческими фермами. Но мы сумели выстроить процессы так, что не остаемся без дела. У нас есть сеть партнеров, которых мы в нужный момент аккумулируем и осуществляем необходимые работы. 

– На ваш взгляд, отличаются ли требования зарубежных заказчиков по созданию фермы от российских?

– Кардинально! У европейских инвесторов иная ментальность, они по-другому смотрят на выращивание рыбы, чем в России. В Европе важны экологичность, содержание рыбы. Например, высокая плотность посадки (большая концентрация рыбы в бассейне) для них негуманна. Есть разные способы получения икры – щадящий и с помощью забоя. В некоторых странах Европы это неприемлемо, там допускаются только способы, при которых рыба остается живой. Мы в нашей компании считаем более цивилизованным и правильным европейский подход ведения бизнеса, это перекликается с нашими убеждениями. И если наши базовые принципы и ценности сильно разнятся с заказчиком, мы отказываемся с ним работать. 

– Основная часть ваших заказчиков – иностранцы?

– Надо учитывать специфику нашего бизнеса. Этот рынок специфический, очень маленький и не замыкается границами страны. Все игроки этого сегмента рынка в мире друг друга знают. Зарубежные партнеры были у нас с самого начала работы. Мы настраивались развиваться именно на иностранном рынке. Было много планов, часть которых уже начала реализовываться. Уже работают наши рыбные фермы на Украине, в Грузии, Германии, Бахрейне. Должны были появиться фермы в Италии, Люксембурге, Нигерии. Но пандемия внесла серьезные коррективы. И сейчас в связи с тем, что перспективное сотрудничество с заграничными партнерами приостановлено на неопределенный срок, мы переформатировались пока только на работу с российскими заказчиками. 

– Но и в таких условиях победа в конкурсе «Экспортер года» наверняка значима для вас?

– Разумеется! Несмотря на то, что мы ориентированы на поиск иностранных партнеров, признание нашей работы на родине – важная составляющая нашего успеха. Вдвойне приятно, что для нас была придумана специальная номинация. Это стимул двигаться дальше, несмотря на возникающие препятствия.