1.jpgВ наше время Федора Васильевича Чижова называли бы эффективным топ-менеджером. Пятьдесят лет назад — выдающимся организатором социалистического производства. В XIX веке, в котором он жил и работал, таких величали крупными промышленниками и было их очень немного, не более десяти на всю Россию.

Математик с душой поэта

Он родился 11 марта 1811 года в Костроме, в обедневшей дворянской семье. В детстве и юности прошел суровую школу труда, нужды и лишений. Учился в Петербургском университете, успешно занимался точными науками: алгеброй, тригонометрией, аналитической и начертательной геометрией, теорией теней и перспективы. Средств не хватало, и он давал частные уроки, занимался репетиторством.
После окончания курса был оставлен работать преподавателем. Читал лекции по математике, готовил магистерскую диссертацию под руководством знаменитого академика Остроградского, занимался переводами (в совершенстве владел английским), писал статьи и книги. В 1836 году он защитил диссертацию и получил престижную и высокооплачиваемую должность профессора.
И все же в той жизни его что-то не устраивало, поэтому неожиданно для всех он круто ее изменил. Он увлекся историей и изобразительными искусствами. Тяга к новым знаниям в душе Федора Чижова победила возможность сытого и спокойного существования.
Он уехал в Италию, где изучал живопись средневековья и эпохи Возрождения, работал в архивах, сблизился с Николаем Васильевичем Гоголем и поэтом Николаем Михайловичем Языковым (они жили в одном доме).
Гоголь познакомил его с художником Александром Ивановым, в тот момент работавшим над грандиозным полотном «Явление Христа народу». Чижов часто бывал в мастерской живописца, много сделал для того, чтобы Иванов получил возможность закончить картину. Не обладая собственным значительным капиталом, он обратился к друзьям и знакомым с просьбой помочь тогда еще малоизвестному художнику.

Русский капитал

Вскоре после возвращения на родину начинается новая страница жизни этого деятельного человека. Памятуя о виденном в Италии и Франции, в 1850 году он взял в бесплатную аренду на 24 года близ Киева 60 десятин, засаженных шелковицей, и организовал образцовое шелководческое хозяйство, распространив успешный опыт на сотни крестьянских и помещичьих хозяйств, открыв практическую школу для молодежи.
Это был первый опыт хозяйствования. Чижов вернулся в Россию с твердым намерением всерьез заняться предпринимательством. В купце он видел человека, способного не только торговать, но и вкладывать свои капиталы в промышленное производство. Был убежден, что русская культура, да и вся русская цивилизация, станет успешно развиваться, лишь имея крепкую экономическую основу. Но без транспорта, надежных путей сообщения это было невозможно.
Строительство железных дорог началось в России в середине XIX века. Первые рельсы прокладывались на деньги иностранных предпринимателей. Федор Чижов через созданный им журнал «Вестник  промышленности» убедительно доказывал, что русские специалисты ничуть не хуже заграничных. Он был одним из немногих деловых людей, считавших, что зависимость русских промышленников от иноземного капитала тормозит экономическое развитие России.

Промышленник и банкир

b_250_0_16777215_00_images_mag7_3.jpgТроицкая дорога (от Москвы до Сергиева Посада) стала первой железнодорожной магистралью, построенной на деньги российских акционеров, российскими инженерами и рабочими. Федор Чижов — компаньон Ивана Мамонтова — практически стал ее директором. Для доказательства выгодности предприятия не столько своим компаньонам, сколько правительству, от которого зависело получение разрешения на строительство, Чижов задумал и осуществил следующую операцию: снарядил шесть групп молодых людей, по три человека, для круглосуточного подсчета всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно.
Собрав таким образом за два месяца данные о потенциальном количестве будущих пассажиров, Чижов уже мог с цифрами в руках возражать своим критикам, видевшим в сооружении Московско-Троицкой железной дороги — «нерасчетливое предприятие». Отрезок магистрали от столицы до Троицы был построен за два года. Открывая ее в 1862 году, современники отмечали, что «линия была и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчетности управления просто образцовой». Во многом эти одобрительные слова были адресованы Федору Чижову, который в деловых кругах слыл честным, рачительным, умелым специалистом.
Чижов вошел в состав еще одного правления — Московско-Саратовской железной дороги. Но масштабное строительство требовало развития банковского дела, кредитной системы. При активном участии Чижова в 1866 году открылся Московский купеческий банк, ставший в России вторым по величине. Он был организован учредителями не как акционерное общество, а как товарищество на паях. Только за первые два года основной капитал банка вырос с 1,2 до 5 миллионов рублей. В «помощь... бедному и слабокредитному торгующему люду» в 1869 году учреждается Московское купеческое общество взаимного кредита, Чижов избирается председателем.
Наладив работу этих учреждений, он передал бразды правления в них ближайшим сподвижникам. А сам вместе с группой промышленников решил выкупить у правительства Московско-Курскую железную дорогу, не допустив тем самым ее передачи иностранным компаниям. Для этого пришлось разработать сложную финансовую операцию, которая увенчалась успехом. К 1889 году, когда правительство опять вернуло себе эту железную дорогу, выкупив ее в казну, стоимость акций возросла в несколько раз.

Аскет труда

В это же время он организовывал предприятия по налаживанию в Москве водопровода и газового освещения. Чижов считал, что в предпринимательстве «хорошо быть фонарщиком, то есть засветить дело и поддерживать горение, пока это дело не станет крепко на ноги; станет — и довольно. Иначе во всяком промышленном деле через несколько лет… непременно образуется рутина, которая убийственна до крайности… У нас все любят сесть на нагретое место, а не охотники устраивать новое, а меня калачами не корми, только дай новое, если можно — большое и трудное».
Наживший крупное состояние, деньгами он интересовался мало. Жил холостяком, на себя тратил лишь самое необходимое, доходы употреблял на покупку книг и помощь нуждающимся. «Тратить деньги на жизнь я не умею, — признавался Чижов, — и не вижу надобности усиливать траты на то, что никогда не составляло для меня непременной принадлежности жизни… Я работаю сильно, много получаю за работу, но никогда я не работал для того, чтобы получить больше денег: работа сделалась атмосферою моего [существования], без нее я решительно пропал бы». Вся жизнь Чижова прошла в делах и идеях. Он считал себя таким же аскетом труда, как бывали средневековые монахи, только они посвящали себя молитвам, а он — труду.
Этот незаурядный человек на склоне лет записывал в дневнике: «Исповедуясь искренне, думаю, что много работает тут и самолюбие… У меня оно не могло быть удовлетворено вялою деятельностью в науке, еще менее — пошлым чиновническим толчением воды; мне непременно давай живую работу ума, давай тревоги, заботы, волнения, иначе мне и жизнь не в жизнь!»

На благо людей

b_250_0_16777215_00_images_mag7_2.jpgВ истории имя Чижова осталось как пример бескорыстного жертвователя и благотворителя. И особую щедрость он проявлял по отношению ко всему, что касалось народного просвещения. В стремлении приблизить образование к запросам развивающейся отечественной промышленности он всемерно содействовал подготовке собственной технической интеллигенции и рабочих, содержал нескольких стипендиатов, оплачивал поездки молодых специалистов в зарубежные страны для знакомства с постановкой дел на промышленных предприятиях и железнодорожном транспорте.
Секретарь Чижова вспоминал, как однажды из разговора с ним Федор Васильевич узнал, что два его товарища по университету, изучающие практическую механику в Московском техническом училище, хотели бы познакомиться с организацией производства на механических заводах в Западной Европе. Но все упиралось в отсутствие денежных средств. Не будучи знаком с ними лично, Чижов попросил немедленно пригласить к себе этих молодых людей и после наставлений, где бы им лучше всего поработать, «прямо, без всякой их просьбы, почти силой, вручил… необходимые для этих поездок средства с обязательством никогда не думать о возврате ему, а при средствах, когда окажутся, передать их другим… для той же цели».
Чижов был инициатором учреждения в Москве на средства членов акционерных железнодорожных обществ железнодорожного училища имени А.И. Дельвига, по его проекту и плану в Киеве была открыта «Коллегия Павла Галагана», в течение долгого времени остававшаяся одним из лучших учебных заведений России.
Весь свой основной капитал в акциях Курской железной дороги, составивший по их реализации в 1889 году 6 миллионов рублей, Чижов завещал на строительство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений на своей родине, в Костромской губернии. Народ называл их «чижовскими».
Авторитет Чижова в обществе в целом, и среди предпринимателей в частности, был велик. К его суждениям прислушивались, его мнением дорожили.
О его безупречной честности ходили легенды. Имя его, стоящее во главе любого предприятия, было лучшей гарантией за верность и успех начатого дела.
Федор Чижов покинул этот мир в 1877 году. Его прах покоится в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря — как раз рядом с могилой Гоголя. А в 2011 году в Костроме заложили памятник Федору Чижову: благодарные потомки помнят человека, в немалой степени заложившего экономическую мощь России.

Михаил Иванов.