b_250_0_16777215_00_images_2019_06_DSC_8710_0.jpgЮлия Макарова — хрупкая девушка с яркой внешностью и сильным характером; генеральный директор молодой, но крепко стоящей на ногах компании  «АрхЛандшафт». Работала в администрации г. Костромы руководителем градостроительного отдела. Некоторое время преподавала в сельскохозяйственной академии. Любовь к природе и желание знать все тонкости своего дела от «а» до «я» ведут ее к успеху.

– Юлия, расскажите, с чего начался ваш «роман» с ландшафтной архитектурой? 

– Я выросла в Мурманской области. Там повсюду леса и потрясающей красоты природа. Когда живешь в этом великолепии, невольно пропитываешься им, начинаешь любить и понимать зелёный мир.

Первый опыт работы на земле я получила на дачном участке, который был у нашей семьи. Полностью пройдены все этапы преобразования каменистых северных наделов в полноценно функционирующий участок плодородной почвы, приносящей в 90-е годы большую утилитарную пользу. Естественно, мы понимаем, что это тяжелый труд. 

Собственно это и является сейчас моей работой – превращать в гармоничные сады неухоженные заросли и пус-тынные участки. При этом не стараюсь победить природу, а помогаю ей раскрыть всю красоту. В моих проектах часто присутствуют холмы и сосны – это ниточка, которая связывает меня с детством.

– Во время работы в администрации города у вас был перерыв в бизнесе. Почему решили вернуться к своему детищу?

– Работать в администрации было интересно и полезно. Именно там я поняла, что большие проекты редко реализуются в один подход. Правильней разбивать их на более мелкие задачи и постепенно решать, приближаясь к главной цели. Просто со временем я осознала, что административная работа – это не совсем то, чем мне хотелось бы заниматься. «АрхЛандшафт» дает больше простора для самореализации.

– Большая ли у вас команда? 

– В настоящее время мы – союз из двух архитекторов. С Елизаветой в тандеме разрабатываем сложные и интересные проекты. Работаем в Костромской, Ярославской и Московской областях.

В зависимости от поставленных перед нами задач, к процессам подключаются архитекторы, инженеры, агрономы. Сотрудничаем с подрядными строительными организациями.

Для меня очень важно собрать команду единомышленников: людей, которые душой болеют за дело и любят природу.

Конечно же, делаем шаги для расширения штата. В «АрхЛандшафт» приходят на стажировку будущие выпускники сельхозакадемии. Мне нравятся их горящие глаза и жажда реальной деятельности. Нам нужны их руки, а мы готовы делиться с ними своим опытом.

– У вас есть кумиры?

– Скорей не кумиры, а некие ориентиры.

Например, мне нравятся идеи Чарльза Дженкса. Это один из признанных мастеров ландшафтного дизайна. Его проекты наполнены логикой и смыслом. Он работает с геоплас-тикой – холмами, возвышенностями. Мне тоже по душе это направление.

Иногда ассоциирую себя с героиней из фильма «Смелость быть диким». Наши истории похожи: там девушка-ландшафтный дизайнер шла к своей цели сквозь сомнения и достигла ее. Я тоже испытывала колебания и неуверенность, когда решила уйти с регламентированной административной работы в свободное плаванье.

– Какой совет опытных людей оказался самым полезным? 

– «Делай, делай, делай». В жизни бывает много трудностей, но как бы ни было тяжело, я настроена выкладываться по максимуму.

– Ваша профессия предполагает значительные физические нагрузки. Как хрупкая девушка справляется с мужской работой? 

– Профессия эта для женщины действительно очень трудная. Во-первых, у нас много физической работы; во-вторых, необходимо знать всю «инженерку», а также работать с мужчинами, которые не всегда адекватно воспринимают меня как руководителя проектов. Помогает спорт. Он укрепляет и мышцы, и характер.

– Даже когда занимаешься любимым делом, не застрахован от «выгорания». Знакомо ли вам это ощущение?

– Моя профессия хороша тем, что я сначала что-то черчу за компьютером, потом рисую карандашами и красками, затем работаю в «полях». Постоянная смена деятельности не дает даже думать о выгорании. Новые объекты, новые люди – шаблонов как таковых нет. Однообразие и рутина практически исключены.

Я не смогла бы работать в офисе, выполняя одну и ту же функцию изо дня в день.

– Вашего багажа знаний хватит на долгие годы или вы его пополняете?

– «Чем больше я знаю, тем больше я могу» – один из моих основных принципов. Технологии не стоят на месте. Постоянно рождаются новые формы и способы ландшафтных решений. Необходимо постоянно «быть в теме» для выполнения иногда довольно смелых и рисковых проектов.

Сейчас я заканчиваю обучение Москве. Высшая школа ландшафтной архитектуры МАРХИ хороша тем, что позволяет получить комплекс знаний в смежных областях непосредственно из уст лучших специалистов-практиков. Иногда на лекции слышу то, что уже знаю, но все равно считаю информацию полезной. Она помогает убедиться в том, что я на верном пути и все делаю правильно. Это важно, ведь клиенты надеются, что результат моего труда будет радовать их долго. Я должна точно знать, какие процессы и как будут идти на участке через год, два, десять после того, как я завершу свою работу на нем.

– Оцените наш город с профессиональной точки зрения. Хотелось бы что-то изменить? 

– К вопросам озеленения нашего города необходимо подойти комплексно. Анализировать не точечные объекты или стихийные малые формы, а от общего к частному. Разработать программу реконструкции и развития рекреационных территорий города. С помощью квалифицированных специалистов провести аналитику существующего состояния и выработать профессиональные, грамотные и рабочие решения.

Кострома – город с большой историей, это надо уважать и учитывать в любых преобразованиях.

– Часто ли горожане вас критиковали?

– Бывало. За годы административной работы многое слышала. Но я против голословной критики, предпочитаю конструктив. Выполнять работу нужно с любовью, опираясь на знания и опыт. Приведу пару примеров.

Прошлой осенью нас пригласили принять участие в озеленении центральной части поселка Красное-на-Волге. Сроки были очень сжатыми, условия экстремальными. Деревья необходимо было посадить в середине ноября при минусовой температуре. Естественно, для обывателя это выглядит как сумасшествие, о чем люди нам и сообщали, проходя мимо. Профессионал же знает, что при соблюдении определенных технологий посадки и правил ухода время года играет второстепенную роль. Это было подтверждено, когда весной все растения зазеленели. Но зимой мне часто снились кошмары.

Не люблю, когда просто кричат «Мы против!» и не предлагают свои решения. Как правило, неконструктивная критика идет от недостатка компетенции.

Например, у нас многие высказываются против вырубки деревьев, но только единицы понимают, что срок жизни дерева ограничен, особенно в городе. Ведь городская растительность впитывает все выхлопы и стоки, «обогащенные» солями и примесью масел. Другой вопрос: насколько активно идет обновление зеленых насаждений.

Если посмотреть на Кострому в разрезе 10 лет, то можно заметить, что она меняется в лучшую сторону. Поэтому предлагаю больше доверять специалистам и посильно помогать им.

Наверное, многие припомнят человека, который говорит, что в городе полно мусора, но не считает зазорным бросить мимо урны фантик от конфеты, окурок или пластиковую бутылку. И кто-то же вырывает цветы из городских клумб. Поэтому я за личную ответственность. Когда каждый станет более критично оценивать свою работу и поступки, тогда и город наш станет краше.

– Вам попадались заказчики со странными пожеланиями? 

– Смотря что вы называете странным. Когда ко мне приходит человек, я в первую очередь выслушиваю его пожелания, какими бы они ни были. Затем провожу анализ всех особенностей участка, который предстоит благоустроить, и предлагаю решение. Если какие-то моменты не устраивают клиента, мы их обсуждаем. Я стараюсь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе. Еще не было случая, чтобы мы не пришли к согласию. Я считаю, нужно не просто угодить клиенту, а выполнить работу на высоком профессионально уровне, чтобы человек получил не сиюминутное удовольствие, а был доволен результатом на протяжении многих лет.

– Среди проектов есть «любимчики»?

– Нет, у меня все они любимые, как дети. Да и слежу я практически за всеми своими территориями, сопровождаю, консультирую. Иногда меняются владельцы участков, и наши контакты переходят к новым хозяевам. Всегда интересно наблюдать за садами в разрезе времени. Такие наблюдения помогают корректировать работу, исправлять возможные недочеты, совершенствовать свое мастерство – профессионально расти.

– С точки зрения обывателя, ландшафтный архитектор – это уже привычное понятие или все еще экзотика? 

– Привычное, но не очень (Улыбается). Как только меня ни называли: и дизайнером, и цветочницей, и огородницей. Помню, как-то мы делали клумбу в центре города – размечали ее колышками ночью, и народ стал подходить. Спрашивали, почем я им лук и картошку соглашусь посадить.

– Юля, вы грамотный специалист и успешный предприниматель. Такие кадры часто «утекают» из нашей области. О переезде еще не думали? 

– Вопрос этот передо мной периодически встает. Я однажды чуть не уехала в Крым, в Севастополь. У меня даже есть письмо с формулировкой «вы приняты на должность руководителя». В Москву приглашали. Но пока мне здесь интересно и есть чем заниматься, никуда не уеду.

– Как вы попали в «Точку роста»? 

– Предложили хорошие знакомые: давай ты просто придешь и расскажешь о себе. И я это сделала – вышла на площадку, дрожа и едва сдерживая слезы, с большим волнением и любовью рассказала о жизни студии «АрхЛандшафт». Видимо, было в моем рассказе что-то такое, что очень понравилось строгому жюри. Возможно, искренность. Я победила! Среди участников увидела множество интересных людей, увлеченных своим делом. На церемонии награждения испытала массу эмоций, ведь это была моя первая безусловная победа. «Точка роста» для меня – еще один кирпичик в фундаменте, монетка в копилке, шаг в развитии. Я благодарю всех, кто создавал особую атмосферу этого проекта и поддерживал меня.

– Вы много рассказали о работе, а каков ваш досуг?

– Как было замечено выше, иногда при реализации проектов приходится испытывать определенную физическую нагрузку. К тому же, как любой молодой женщине, мне важно красиво выглядеть. Быть в форме помогает спорт. Сначала я ходила на бокс, потом меня переманили на русский жим. У меня даже есть пара медалей за победу в соревнованиях. Конечно, хочется выполнить нормативы мастера спорта, но эти амбиции могут подождать. Приоритеты нужно расставлять правильно, и на первом месте у меня защита диплома. Спорт ведь укрепляет не только тело, но и дух. Спортивное упорство помогает мне преодолевать трудности, сконцентрироваться в нужный момент. Где нахожу время? Давно известно, чем больше загруженность, тем больше мы успеваем.

Лучшая терапия для меня – дело. Недавно попался анекдот на эту тему: когда деревенской женщине пересказали историю Анны Карениной, она сказала «корову бы ей, а лучше две». Я примерно так же думаю о личных проблемах и работе.

– А остается время на личную жизнь?

– Пока эта тема для меня открыта. Но я абсолютно не исключаю, что даже при таком жизненном распорядке все сложится наилучшим образом, появление мужчины гармонично впишется и дополнит мою жизнь.

– Поделитесь планами развития компании.

– Есть идея создания учебно-практического центра ландшафтной архитектуры и дизайна. Обучать садовому искусству на практике и вовлекать в эту интересную профессию детей и взрослых. Отдельной структурой будет выделено проектное бюро и макетная мастерская. Возможности ландшафтной архитектуры будут иллюстрировать экспозиционные площадки. Планы большие, но продиктованные повседневной реальностью. Сейчас я ищу и прорабатываю механизмы для того, чтобы постепенно все их претворить в жизнь. 

– Какие советы можете дать тем, кто решил связать свою жизнь с ландшафтной архитектурой? 

– Не гонитесь за быстрым заработком. Любите свое дело, делайте все на совесть и постоянно совершенствуйте свое мастерство, растите профессионально. Тогда все у вас будет: и деньги, и успех, и удовольствие от работы.