b_250_0_16777215_00_images_2019_04_3.jpgЗначимым направлением работы любой электросетевой компании является технологическое присоединение новых потребителей или увеличение потребляемой мощности для уже действующих объектов. Как поставлена эта работа в филиале ПАО «МРСК-Центра» — «Костромаэнерго» «Костромскому Бизнес-журналу» рассказал заместитель директора по реализации и развитию услуг Алексей Никоноров.

— Алексей Анатольевич, насколько востребована сегодня услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям? Какова динамика техприсоединений по количеству заявок в 2018 — начале 2019 года? 

— Услуга по техприсоединению востребована всегда, потому что жизнь не стоит на месте и все развивается, строятся новые объекты, реконструируются старые. Количество техприсоединений из года в год достаточно стабильно. К нам ежегодно поступает порядка шести тысяч заявок, заключается и исполняется около пяти тысяч договоров. 

— Почему такая разница: заявок в полтора раза больше, чем договоров?

— Некоторые потребители, подающие заявку на техприсоединение, не до конца понимают, как им лучше реализовать свою потребность. Поэтому не все заявки доходят до этапа реализации. Более того, даже по уже заключенным договорам исполнение составляет не 100%, а несколько меньше. Жизнь есть жизнь, не всегда планы воплощаются так, как нам хотелось бы: у кого-то строительство объекта остановилось из-за финансовых проблем, где-то сменился собственник компании и поменялась стратегия ведения бизнеса, для кого-то возникла новая ситуация из-за изменения законодательства или рыночной конъюнктуры. А в целом ситуация стабильная, нет грандиозного роста по количеству техприсоединений, но и стагнации тоже нет. 

— Какова структура потребителей услуги по техприсоединению? Кто это по категориям и сферам деятельности?

— По количеству это в основном частный сектор — заявки физлиц по техприсоединению индивидуальных жилых домов. 

Вторыми идут строители многоквартирных жилых домов, социальные объекты и объекты малого бизнеса — магазины, кафе, различные сервисы. 

И третья категория, наименьшая по количеству заявок, но лидер по мощности, — это промышленные предприятия, новые производства. 

— Были ли какие-то новации в сфере технологического присоединения за последнее время?

— С сентября 2017 года произошли существенные изменения в законодательстве. Потребителей электроэнергии мощностью до 150 кВт из числа субъектов малого и среднего предпринимательства мы теперь присоединяем практически бесплатно. Они оплачивают только себестоимость услуги, а капитальные затраты, которые несет сетевая компания на создание энергетических объектов, в плату за техприсоединение не включаются. Для малого бизнеса это, безусловно, позитивный аргумент с целью развития бизнеса. 

— Не возникают ли какие-то препятствия, помехи для проведения работ по техприсоединению?

— Технических проблем нет никаких, но есть вопросы юридического плана. Не всегда в законодательстве есть четкие определения, в том числе регламентирующие процедуру взаимодействия со сторонними организациями. Такие пробелы в законодательном регулировании есть и на федеральном, и на региональном уровне. В течение 2017-2018 годов на уровне администрации области были проведены мероприятия и принят ряд административных решений, которые позволили нам сократить имеющиеся преграды для эффективной работы. Например, нам удалось добиться сокращения сроков согласования проектной документации. Был разработан упрощающий все процедуры регламент взаимодействия с профильным департаментом и другими ресурсоснабжающими сетевыми компаниями. 

— Вы говорите о взаимодействии с чиновниками и другими хозяйствующими субъектами. Но ведь иногда против прокладки коммуникаций возражают жители…

— Действительно, бывают такие ситуации. По законодательству, если линии электропередачи или энергосетевые объекты располагаются на территории, принадлежащей многоквартирному дому, то требуется согласование жильцов. Чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций, на уровне области и города приняты определенные решения: сегодня уже на стадии проектирования объектов жилищного строительства предусматриваются технологические коридоры для прокладки коммуникаций (не только для электричества, но и для воды, канализации, газа, связи). Земли таких коридоров не являются собственностью МКД.  

— Существует ли сегодня проблема неготовности пот-ребителя к техприсоединению? 

— К сожалению, такая проблема действительно существует. К примеру, застройщикам требуются технические условия для проектирования и последующего согласования проекта, а это процессы длительные. Получив технические условия, выполнять договор техприсоединения заявитель в ближайшее время не собирается. А нам, если заключен договор, в любом случае надо идти и строить. Получается, что мы выходим строить сети в чистое поле. 

Неготовность потребителя к техприсоединению — это сегодня один из самых проблемных вопросов. Мы вкладываем деньги, исполняя свои обязательства по договору, но результата в виде присоединения потребителя не получаем. 

Сроки исполнения договоров как для нас, так и для заявителей определены. К истечению срока по договору у пот-ребителя может даже еще не быть проекта. При этом часто он в этом не виноват — задержка вызвана законодательными требованиями к постройке объекта. 

— В «Костромаэнерго» проведением работ по техприсоединению занимается какое-то отдельное подразделение?

— Весь процесс технологического присоединения неразрывно связан с процессом дальнейшей эксплуатации построенных сетей, поэтому в филиале процессом технологического присоединения занимаются как отдельные подразделения, так и смежные. При этом для строительства крупных объектов: протяженных сетей или подстанций — мы привлекаем подрядные организации. 

— Алексей Анатольевич, расскажите, как можно подать заявку на техприсоединение. 

— Сегодня вся российская экономика ориентирована на цифровизацию и электронный документооборот. И мы призываем потребителей не толкаться в очередях при подаче заявки в Центре облуживания потребителей, а воспользоваться удобным сервисом по подаче заявок в электронном виде на нашем сайте. Там есть все формы документов, образцы их заполнения, справочная информация. То есть при наличии интернета можно подать заявку, не выходя из дома. Конечно, мы принимаем заявки и при личном визите клиента — для этого у нас в каждом из 27 районов электрических сетей работают офисы. Но мы исходим из того, что использование современных технологий — это удобно и для нас, и для потребителей.